main
resume
portfolio
contacts
russian

Pillars of Eternity.

Личный не-топ.



сухие выводы без спойлеров


Прошел наконец-то. В целом - очень хорошая игра. Достоинств куча, и о них сразу догадываешься, заглянув в описание игры на стиме. "Благородный потомок Baldurs Gate от великих Obsidian" и т.д. и т.п. Есть такое, действительно передан дух BG, действительно всё на высоком уровне. Обсуждать плюсы просто бессмысленно. Да и из недостатков я так и не нашел ничего, что не попадало бы в категорию "вкусовщина". Но всё-таки назвать Pillars "одной из лучших RPG" язык не поворачивается. Буду докапываться, почему так получилось.

Pillars of Eternity Screenshot


Больше всего в игре не понравился текст. Если посмотреть оглавление сюжетки и прочитать краткие описания квестов - всё выглядит здорово. Но начинаешь читать тексты полностью и понимаешь, какой это ужас - рассказы очень низкого качества.
Исключения были. Понравился квест про потеряную в деревне дочь лорда и "Совет богов" - это было интересно. Такие скачки сценария позже легко объяснились в титрах: в игре было задействовано сразу 9 писателей.

Pillars of Eternity Screenshot


Диалоги квестов местами приводили в отчаянье. То предлагали выбрать какую-то чушь, когда хотелось ответить совершенно иначе, то ответы приводили к нелогичным результатам. Частично ситуацию усугубил перевод (проверял - в нескольких местах полностью искажен смысл оригинальных английских ответов). Но чаще всего печалило, что куча вариантов ни на что не влияла. Совсем. Что бы ты не выбрал, сценарий всё равно будет развиваться в одном линейном направлении. В лучшем случае в каком-то будущем квесте появится другой вариант ответа - опять же, ни на что не влияющий - вот и вся вариативность.

Pillars of Eternity Screenshot


Главная сюжетная линия - полный провал. Поднятые проблемы и переживания героев мне напомнили проблемы юных исполнителей русского рэпа - такие же ничтожные и нелепые. Когда в конце оказалось, что больше то секретов и сюжетных поворотов не завезут, наступило сильное разочарование.

Pillars of Eternity Screenshot


Система репутации оказалась скорее забавной декорацией, чем важной частью Pillars. Так, например, завершив вышеупомянутый квест Харонда, я оказался недоволен результатом и пошел убивать трактирщика. Убить пришлось не только его, но и еще дюжину сагрившихся посетителей таверны. Мерзавец? "Мерзавец" - ответило окно с характеристиками. Но стоило мне выйти из бара и отдать бесполезное яйцо дракона местной аптекарше, как я моментально стал.. "милосердным грубияном". Ну действительно, подумаешь, убил 12 невиновных человек. Мелкий шалунишка такой, о чьих проказах все сразу забыли.
По сути, репутация была необходимым атрибутом для выполнения лишь пары заданий. Влияние на геймплей минимальное. Хвалебные обзоры врут.

Pillars of Eternity Screenshot


Боевая система, на взляд нелюбителя партийных crpg, получилась необоснованно запутанной. К примеру, мне показалось, что заклинаний священника/мага/сайфера было слишком много. Дополнительных характеристик разного плана тоже немало. Польза от такого разнообразия сомнительна, разбираться в этом всем совершенно не хотелось даже на 30-м часу игры. "ИИ" компаньонов спасал, хоть и был до невозможного туп с любыми настройками (кастуем высокоуровневые заклинания поддержки, когда боец без проблем допинывает последнего моба? Запросто. А в следующем бою бьем автоатакой, пока танк отгребает до отключки).
Что удивительно, в каком-нибудь Path of Exile вариативности в десятки (сотни?) раз больше, но но там подобных ощущений "тонн лишнего" я не испытывал.
А вот с экипировкой ситуация противоположная. Шмота тут мало и это печально.

Pillars of Eternity Screenshot


Из-за нежелания разбираться в тонкостях игровой механики пришлось несколько раз столкнуться с "непроходимыми" скачками сложности. Ходишь спокойно по карте, фейсроллишь всех. Потом - бах - и очередной непредвещающий беды квест завершается неожиданным поражением в бою. F8. Признаться, первый раз бомбануло. Но потом я спросил себя: "а как часто я натыкаюсь на подобное в современных играх?". То-то же.
F8 жать - дело неприятное. Эти вездесущие экраны загрузки порядком поднадоели при посещении Бухты. Я не понимаю, зачем выгружать из памяти локацию города при входе в каждый маленький домик и через 5 секунд - при выходе из него - загружать город снова. Долго. SSD не спасает.

Pillars of Eternity Screenshot


Вообще я хотел пройти Pillars, чтобы понять, был ли Baldurs Gate действительно крут, или просто в то время его не с чем было сравнивать по большому счету (Icewind Dale? Мде. Planescape? Совсем другое).
Где-то в середине игры, отмечая "вот это немного лучше, вот это хуже", я понял бессмысленность этой затеи. По всем параметрам, кроме графики, игры оказывались приблизительно равны. И если я на полном серьезе сравнивал Pillars с BG - который вышел 15+ лет назад - значит BG действительно был шедевром.

Но во время игры на меня снизошло более интересное открытие. Оказалось, что я чаще сравнивал Pillars не с BG, а с Dragon Age: Origins. И каждый раз с мыслью "эх.. а вот в DAO всё было намного круче" (ок, исключение - крепость. Крепость в Pillars вышла отличная - почувствуй себя феодалом). Только после Pillars я понял, что 2D-RPG безумно устарели. Я больше не могу читать на экране сухие "вы проходите сквозь ворота и видите застывшего гнома", не вспоминая, что в DAO в такой ситуации показали бы качественный ролик с красивой 3D-сценой этого самого гнома - и всё было бы ясно без слов. Я не могу наслаждаться 2D-графикой - пусть даже красивой и проработанной с волшебными шейдерами - не вспоминая, что в DAO я мог развернуть камеру, и мог не просто наблюдать за компанией откуда-то сверху - нет! - а становился непосредственной её частью.

Простая истина, о которой впервые заговорили во времена Morrowind-а, но которая стала понятна только теперь. В новых ролевых играх для 2D места нет. (заметка: это наблюдение не мешает мне с удовольствием проходить старые jrpg на тех же 16bit консолях. Но не новые, это точно)

Pillars of Eternity Screenshot


Вот и набегает: лично для меня игра - никак не шедевр. Далеко не top-10 rpg.
Но в среднем всё здорово, мне очень понравилось.
Несомненно.

Pillars of Eternity Screenshot


 facebook  Twitter  В контакте